Home » Сенсорная комната

Сенсорная комната

Сенсорная  комната — это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, осязания.

Сенсорная комната со всей ее атрибутикой и технологиями, рассчитана как  на здоровых  детей так и на детей  с проблемами в развитии и здоровье.

В нашей  сенсорной комнате проходят  занятия для обучающихся  с ОВЗ.

В категорию обучающихся с ОВЗ у нас входят обучающиеся с ЗПР и обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости.

В сенсорной комнате проходят как индивидуальные, так и подгрупповые коррекционно — развивающие занятия.  Занятия длятся 20 – 40 минут.
Для проведения занятий в сенсорной комнате обязательно должно быть письменное  разрешение родителей, то есть психолог должен ознакомить родителей с особенностями занятий в сенсорной комнате.

Противопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате являются:

— глубокая умственная отсталость

— инфекционные заболевания.

Частичными противопоказаниями являются наличие у ребенка частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы.

Основной  целью занятий в сенсорной комнате является сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.

Для реализации этой цели мы ставим следующие задачи:

  • профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • создание положительного эмоционального состояния;
  • формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
  • формирование адекватной самооценки, преодоление тревожности, застенчивости и агрессии;
  • развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Средствами реализации   задач являются следующие формы:

  • игры на взаимодействие, упражнения и игры на развитие произвольности внимания,
  • ролевое проигрывание сказочных персонажей,
  • метафорические этюды-релаксации,
  • упражнения на развитие мелкой моторики, подвижные игры,
  • использование медитативных сказок (медитативные сказки сопровождаются специально подобранной музыкой, которая усиливает переживания, делая их более яркими, выразительными, незабываемыми).

А сейчас я хочу ознакомить Вас  с оборудованием, которое есть в нашей сенсорной комнате.

Все оборудование комнаты в той или иной мере является автодидактическим материалом, позволяющим формировать познавательные функции, обогащать представления детей, об окружающем предметном и природном мире.

Сенсорная комната условно делится на  зоны.

Релаксационная  зона  сенсорной комнаты.

Сухой бассейнБассейн может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, человек может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса его туловища и конечностей, и расслабиться. При этом постоянный контакт поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело, находясь в бассейне, имеет постоянную безопасную опору, что особенно важно для людей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение — это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Передвижение в подвижных шариках создает прекрасные условия для развития координации движений. Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены, при этом ребенок (подросток) сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться.

Сенсорная картина «Галактика Андромеды» —  панель с двигающейся туманностью и количеством звезд более 150.

Игровое панно «Звездное небо» ? в  панель вмонтированы тончайшие светооптические волокна. Панно располагается на стене в сенсорной комнате и при включении создает эффект ночного неба. При взаимодействии с панно у человека возникает ощущение, будто бы он дотрагивается руками до звезд. Для работы с детьми панно располагают на уровне их роста. Панно «Звездное небо» используется в общеразвивающих занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве (космос, звезды), для занятий астрономией, в ходе тематических занятий по сказочным сюжетам, для релаксационных занятий.

    «Таинственный шатер» — объемная конструкция, внутри которой можно спрятаться от внешнего мира.

       Пуфик-кресло «Груша» с гранулами — удобное сидение, выполненное в форме «груши» и наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Легкие полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.

        Детское складное кресло «Трансформер» — компактный кубик, который при раскладывании превращается в удобное кресло с изгибами, повторяющими форму тела, и комфортным подголовником. Кресло позволяет принять удобную для расслабления тела позу, отдохнуть и спокойно понаблюдать за происходящим вокруг.

       Интерактивный световой  стол – развивает координацию движений, мелкую моторику рук ребенка.

Интерактивная панель «Лунная ночь» — панель предназначена для стимулирования познавательной активности детей.

Зеркальный уголок с пузырьковой колонной «Трио». В прозрачных колоннах, выполненных из прочного пластика и заполненных дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, кружась в цветных переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить вибрацию. Пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой, которая используется в качестве удобного сиденья. Безопасное угловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

Световой стол для рисования песком – используется для песочной терапии.

Световая труба «Веселый фонтан» представляет собой пучок светооптических волокон, заключенных в трубу из прозрачного пластика. Светооптические волокна как бы струятся из трубы, постоянно меняя свой цвет по всей длине и создавая эффект каскадирующего светового фонтана, который привлекает внимание, позволяет развивать координацию «глаз — рука», зрительный праксис и гнозис. «Фонтан» используется на занятиях по релаксации. Труба «Фонтана» вмонтирована в мягкую платформу, позволяющую сидеть на ней, играя с пучком волшебных струй, перебирая их в руках, то есть познавать их свойства и качества зрительно и тактильно.

Панель «Разноцветная гроза» ? декоративный световой модуль на базе оптического волокна. Несущая платформа выполнена в виде тучки, из которой идет разноцветный дождь. Периодически наблюдаются вспышки молнии.

Зеркальный шар с приводом вращения и профессиональный источником света  — вращающийся зеркальный шар с ограненной поверхностью. Узкий луч света, направленный на зеркальный шар, отражается от него. При этом возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся те, кто находится в комнате. Прибор активно используется в процесс проведения релаксационных занятий, а также занятий с фантазийным и сказочным сюжетом, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах.

Проектор светоэффектов «Солнечный»компактный прибор, с помощью которого проецируются различные изображения — животные, растения, явления природы. В зависимости от целей занятия выбирается соответствующий диск, и перед глазами участников занятия проплывают космические пейзажи, летают разноцветные бабочки, сменяют друг друга времена года и т. д. Простые изменяющиеся цвета и незамысловатые рисунки не требуют значительного интеллектуального напряжения. Это позволяет ребенку расслабиться. Проектор «Солнечный» используется для развития воображения, концентрации внимания, создания образов-представлений о реальной и ирреальной действительности и т. п. Он может применяться в ходе релаксационных занятий, а также занятий на основе фантазийных и сказочных сюжетов.

Активная зона.

Мягкий конструктор «Изобретатель» . 

Пуфик «Мяч».

Мягкий остров.

Тактильная дорожка для ног – предназначена для развития тактильной чувствительности,  тренировки навыков ходьбы и массажа ног.

Модуль веселая дорожка — предназначена для развития тактильной чувствительности,  тренировки навыков равновесия при  ходьбе.

Музыкальный центр с набором CD-дисков для релаксации ? важный элемент сенсорной комнаты, используемый для проведения занятий по сказкотерапии.

Ионизатор воздуха «Горный» —  при работе ионизатора воздух очищается от раздражающих веществ и загрязнений. Этот прибор имеет 7 звуков природы: биение сердца, морские волны, журчание воды, щебетанье птиц, летняя ночь, белый шум, весенний дождь. Так же прибор имеет 4 режима освещения

Зона развития мелкой моторики и моторных функций руки

Акустическая тактильная панель – на корпусе панели совмещено множество звуковых и декоративных предметов различных форм и размеров, изготовленных из дерева, ткани метала пластика: вращающиеся диски, колокольчики цепи бубен, шарики, кубики. Панель способствует развитию тактильного, визуального и акустического восприятия; развивает осязательные навыки и интерактивную деятельность.

Тактильная панель «Материалы» — на панели размещены материалы с различными тактильными поверхностями, различные предметы, способствующие развитию тактильных ощущений.

Тактильная панель с музыкальными инструментами – на корпусе панели размещены различные детские музыкальные инструменты.

Все оборудование комнаты в той или иной мере является автодидактическим материалом, позволяющим формировать познавательные функции, обогащать представления детей, об окружающем предметном и природном мире.

Результаты которые мы  получили   от занятий в сенсорной комнате:

  1. Приобретение навыков произвольной саморегуляции.
  2. Снизилась агрессивность и тревожность.
  3. У обучающихся появилось умение понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих.
  4. Обучающиеся умеют взаимодействовать в группе.
  5. Обучающиеся могут достигать состояния расслабления.

Учебная программа курса Инклюзивное образование.

19.02.2015 г. в МБОУ «СШ №5?   состоялось торжественное открытие Сенсорной комнаты.

На открытии  присутствовали: начальник УО Администрации  г. Ачинска Р.Г. Длужевская, главный специалист УО Н.В. Сенникова и С.Б. Буценец, директор центра психолого-медико-социального сопровождения «Спутник», заведующие детских садов № 35 и № 16, директора школ № 3 и № 4, представители родительской общественности и учащихся старших классов.